Сельские учителя не вышли на связь // Спутниковый интернет не прижился в селах Татарстана
5 апреля 2005 года
ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды», принятая в 2001 году, предусматривала установку в региональных сельских школах оборудования для спутникового доступа к информационным образовательным ресурсам Министерства образования и науки РФ. По мнению разработчиков программы, таким образом у отдаленных образовательных учреждений появится возможность получать информацию по Единому государственному экзамену, иметь свободный доступ в интернет и необходимое программное обеспечение. Реализация программы оканчивалась в 2005 году, и по истечении ее срока Счетная палата РФ решила проверить, насколько эффективно были использованы средства федерального бюджета, выделенные на создание телекоммуникационных систем. Соответствующие запросы СП РФ были направлены в контрольно-ревизионные органы субъектов РФ, в том числе и Счетную палату Татарстана.
Поставщиком оборудования в Татарстане являлось московское НПО «Кросна», выигравшее открытый конкурс Минобразования и науки РФ. В соответствии с условиями государственного контракта, в 2003 году предполагалась поставка и ввод в эксплуатацию 89 абонентских спутниковых станций на территории республики.
Согласно документам, представленным Счетной палате РТ Министерством образования и науки республики, в образовательных учреждениях Татарстана действительно установлено 89 комплектов спутникового оборудования. Но в настоящее время 43 из них не используются. Аудиторам Счетной палаты столь низкую эффективность использования оборудования в министерстве объяснили двумя причинами: отсутствием спутниковой связи и невозможностью выхода в информационную сеть. Специалисты Счетной палаты пришли к аналогичным выводам — правда, с небольшими оговорками. По мнению ведущего инспектора Контрольно-ревизионного управления палаты Андрея Ерашова, «где-то причины простоя кроются в устаревшем компьютере, а где-то неисправно само оборудование». «Во многих проверенных школах пользователи не обладают навыками работы с программой и не могут самостоятельно осуществить прием информации», — сообщил господин Ерашов. По его словам, «в некоторых школах при установке спутникового оборудования специалистами были получены текстовой и звуковой файлы. Но специалисты уехали, и информация больше не поступала, так как школьные преподаватели не могут организовать ее прием».
Как считает аудитор Счетной палаты РТ Дамир Шамгунов, основная причина низкой эффективности использования спутникового оборудования связана с отсутствием заинтересованности в конечном результате и взаимодействия между НПО «Кросна», Министерством науки и образования Татарстана и сельскими школами республики. Положение усугубило отсутствие договоров между школами и поставщиком оборудования на техническое обслуживание. Однако местные власти от выводов пока воздерживаются. Как сообщил председатель Счетной палаты РТ Алексей Демидов, во все проверенные школы будут направлены предписания для устранения нарушений. Данная проверка, по словам господина Демидова, была связана с использованием средств федерального бюджета, и «поэтому материалы проверки направляются в Счетную палату Российской Федерации, где и будут сделаны необходимые выводы».
Вера Соколова, "Коммерсантъ-Казань"